Email-рассылка и закон РФ
1. Нужно ли маркировать email-рассылку?
Нет, не нужно.
Контроль за исполнением закона о рекламе возложен на ФАС. ФАС относит email-рассылку к информации, распространяющейся посредством сетей электросвязи, а не интернета. Маркировка в этом случае необязательна.
2. Как получать согласие пользователя на email-рассылку?
В соответствии со статьей 18 в ФЗ №38 «Реклама, распространяемая по сетям электросвязи»
«Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.»
В практике сбора email-адресов используются две схемы получения согласия. Они интегрируются в формы «подпишись на рассылку» на сайте.
Single opt—in — когда в форме «подпишитесь на рассылку» есть чекбокс с текстом «даю согласие на отправку рассылки».
Double opt—in — пользователь через форму «подпишитесь на рассылку» оставляет свой email и отправляет запрос. Далее ему на почту приходит автоматическое письмо, содержащее ссылку для подтверждения согласия на рассылку. Без подтверждения email не активируется в подписном листе.
Первый вариант — single opt-in едва ли можно рассматривать как полноценное доказательство получения согласия.
При такой схеме кто угодно и кого угодно, не спрашивая согласия, может подписать на рассылку, достаточно знать email-адрес. Это увеличивает юридические риски.
Второй способ получения согласия — double opt-in, более безопасен. Для подтверждения согласия на рассылку, пользователь должен войти в свой почтовый аккаунт и кликнуть на ссылку в автоматическом письме. Эта схема получения согласия считается добросовестной рекомендуется сервисами электронной почты.
3. Загрузка email-адресов в сервис рассылок - является ли передачей персональных данных третьим лицам?
Верховный суд не относит данные, содержащие email-адреса или только номера телефона, без дополнительной информации о пользователе, к «Персональным данным» согласно 152-ФЗ.
Решение Верховного суда поставило точку в этом вопросе. Страховая компания смогла успешно оспорить иск Роскомнадзора.
Аргументы такие:
- email-адрес или телефонный номер могут сменить владельца, то есть не являются уникальными идентификаторами;
- только по email-адресу или телефонному номеру невозможно установить личность человека.
Email-адреса, без дополнительной информации о пользователях, «персональными данными» не является. Чтобы снять юридические риски и не подпасть под закон «О персональных данных», удалите все дополнительные поля, идентифицирующее пользователя, — как из базы рассылки, так и с форм на сайте.
4. Что еще важно учесть при массовой рассылке писем?
В статье 18 в ФЗ №38 «Реклама, распространяемая по сетям электросвязи» говорится, что в случае несогласия получать рассылку «рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.»
Отправка рассылки на email-адреса пользователей, не желающих её получать, должна быть немедленно прекращена.
Большинство сервисов рассылок автоматически добавляют ссылку «отписаться» в каждом письме. При клике на эту ссылку, email-адрес получает статус «отписаться» и дальнейшая отправка писем этому адресату невозможна. То же самое происходит, если пользователь отметит письме как спам.
Если же массовая отправка писем осуществляется своими силами, то необходимо убедиться, что в каждое письмо интегрирована возможность отписаться от рассылки.
Заказать профессиональную услугу email-маркетинга, контекстной рекламы, аналитики или созданию сайта можно позвонив по телефону +7 962 992 44 33, в сообщении WhatsApp, Telegram или отправив заявку через форму обратной связи.
